Как установить байпас в систему отопления: как правильно сделать байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, монтаж

Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки

Содержание:

В современном строительстве при обустройстве отопительных систем обязательно используется байпас. Данный элемент существенно упрощает обслуживание и ремонт любых элементов системы отопления, а также оказывает положительное влияние на эффективность и экономичность отопления. В данной статье речь пойдет о том, как правильно установить байпас в системе отопления.

Важно

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Виды байпасов для отопления

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.
Важно

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна.

В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода.

Обратите внимание

Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

Важно

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления.

Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх.

Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.

Важно

Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали.

Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует.

Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять.

Автоматические байпасы

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

Байпасы автоматического типа делятся на две разновидности:

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Важно

Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.

Важно

За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Назначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

Важно

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Байпас для радиатора

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса.

Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры.

Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).

Важно

Совет

В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

Подключение насоса через байпас

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

Важно

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Важно

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов.

Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды.

Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Для систем с твердотопливным котлом

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.

Важно

Установка байпаса

Включение байпаса в разные типы систем имеет свои нюансы, поэтому перед тем, как сделать байпас на отопление, необходимо в этих моментах разобраться.

Например, при подключении радиаторов через байпас должны соблюдаться следующие правила:

  • Внутреннее сечение обвода должно быть на один шаг меньше, чем диаметр магистральной трубы;
  • Устанавливать байпас нужно на минимальном удалении от радиатора;
  • При использовании в многоквартирных домах байпас нельзя оборудовать краном.

Монтаж байпаса системы отопления может выполняться как при обустройстве новой системы, так и при ремонте уже имеющейся конструкции. В последнем случае перед работой нужно подготовить набор патрубков подходящего диаметра, два тройника и запорная арматура.

Важно

Входной патрубок конструкции оснащается одним из следующих устройств:

  • Шаровой кран, который имеет минимальное гидравлическое сопротивление и полностью пропускает поток теплоносителя;
  • Вентиль, позволяющий настраивать интенсивность тока жидкости вручную;
  • Комбинацией шарового крана и автоматического терморегулятора – такое сочетание может настраивать работу системы автоматически.

Выходной патрубок всегда оснащается шаровым или запорным краном. Для соединения отдельных элементов может использовать сварка или резьба. Независимо от типа соединения, оно должно быть герметичным. Перед вводом системы в эксплуатацию нужно проверить ее на предмет герметичности.

Важно

Байпас с насосом в системе отопления устанавливаются с учетом следующих пунктов:

  1. Байпас, на который планируется устанавливать насос, обычно представляет собой часть магистрали. Внутренний диаметр байпаса должен быть достаточно большим, чтобы в системе обеспечивалась нормальная естественная циркуляция. Насос монтируется на отдельной трубе, внутреннее сечение которой может быть меньше диаметра магистрального трубопровода.
  2. Чтобы упростить себе работу, лучше всего заранее купить собранный насосный узел с необходимыми параметрами. Установить такую конструкцию очень просто, поскольку на ней уже правильно собраны все элементы, а соединения достаточно надежны.
  3. При самостоятельном монтаже насос должен располагаться таким образом, чтобы ось крыльчатки была горизонтальной. Поверхность с клеммами, к которым подводится питание, должна быть направлена вверх – во-первых, это упростит доступ к контактам, а во-вторых, исключит вероятность попадания жидкости на контакты при нарушении герметичности системы.
  4. Участок с байпасом обязательно оснащается обратным клапаном или шаровым краном, которые предотвращают ток теплоносителя в обратную сторону – это оптимизирует работу системы. Разумеется, перед тем, как установить байпас, нужно приобрести все комплектующие.
Читайте также:  Комбинированные котлы: дрова-электричество - универсальное отопление, смотрите фотографии и видео

Перед тем, как установить байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, нужно хорошо продумать конструкцию будущей системы и учесть все возможные нюансы.

Заключение

Байпас – это простая конструкция, позволяющая решать широкий спектр задач. Наличие данного элемента в отопительной системе позволяет сделать все ее элементы независимыми друг от друга, что очень полезно при настройке и обслуживании. Знание того, как правильно сделать байпас на отопление, позволит создать надежную и эффективную конструкцию.

Источник: https://teplospec.com/montazh-remont/kak-ustanovit-baypas-v-sistemu-otopleniya-varianty-i-pravila-ustanovki.html

Байпас для циркуляционного насоса в системе отопления

Система отопления с принудительной циркуляцией — сложная конструкция, функционирование которой зависит от каждой из её составляющих.

Одним из узлов, обеспечивающих тепло в доме, является циркуляционный насос (нагнетатель).

При монтаже в обязательном порядке устанавливается так называемый байпас для циркуляционного насоса, наличие которого в системе обусловлено одновременно несколькими причинами.

Зачем нужен байпас

В сущности, байпас — простая перемычка, которая предоставляет теплоносителю возможность свободно течь в обход какого-либо оборудования. Если говорить конкретно о циркуляционном насосе, то такое устройство позволяет:

  • исключить аппарат из теплонесущего контура;
  • предотвратить холостой ход двигателя;
  • производить тонкую настройку отопления;
  • ремонтировать оборудование или проводить сервисное обслуживание без необходимости отключения отопления.

Основные достоинства системы с циркуляционным нагнетателем — это повышенная скорость течения воды и, до некоторой степени, игнорирование сопротивляемости рабочего контура. Но в то же время, такая схема не может работать без электричества.

Более того, при вынужденном переходе на естественную циркуляцию, насос будет создавать дополнительное сопротивление току воды. Такое может произойти, если ему понадобится срочный ремонт. Чтобы это сопротивление убрать, и нужен байпас.

Также байпас необходим в ситуациях, когда надо произвести спуск или наполнение системы теплоносителем. В этом случае нагнетатель будет препятствием на пути воды, и может создать воздушную пробку. Байпас же обеспечит свободный ток жидкости, избавляя от проблемы.

Наконец, при настройке производительности он берёт на себя часть нагрузки, таким образом защищая насос. Настраивать систему приходится не часто, но дополнительная страховка не помешает никогда.

Сборка байпаса

Байпас представляет собой участок основного трубопровода между котлом отопления и рабочим контуром. На этом участке прямого тока устанавливается шаровый клапан, который при включении нагнетателя перекрывает движение теплоносителя. Менее практичное решение — запорный кран, нормальное положение которого при работающей системе — закрытое.

Насос же устанавливается параллельно, посредством двух отводов, врезанный в основную трубу и направленных навстречу друг другу.

Для крепления следует использовать быстроразъёмные фитинги типа «американка», что позволит в случае необходимости быстро демонтировать его.

Обратите внимание

По ходу движения жидкости перед нагнетателем устанавливается фильтр грубой очистки, а с обеих сторон эта конструкция ограничивается отсекающими кранами. Диаметр патрубков должен соответствовать входному и выходному отверстиям насоса.

Часто лучшее решение — купить готовый байпас в сборе. Производимые для насосов различного диаметра, они уже оснащены всей необходимой запорной арматурой и фильтром.

Всё, что необходимо сделать —вмонтировать его в нужный участок системы отопления и установить насос. Ключевым параметром выступает при этом расстояние между фитингами.

Для самого распространенного типа циркуляционных насосов оно составляет 110 мм.

Монтаж байпаса

В первую очередь надо определиться с правильным местом для установки циркуляционного нагнетателя. Место должно быть выбрано так, чтобы имелся простор для удобного ремонта и демонтажа элементов узла. Также необходимо продумать расположение всех вентилей и кранов — к ним должен быть свободный доступ.

При двухтрубной системе отопления циркуляционный насос врезается в обратный контур теплоносителя — это снижает вероятность перегрева.

Алгоритм сборки байпаса различается в зависимости от материала, из которого изготовлены трубы:

  • Если трубы пластиковые, то узел насоса собирается сразу, после чего подключается к трубопроводу посредством впаянных тройников.
  • Если трубы металлические, следует вначале приварить отводные патрубки для блока насоса, а затем устанавливать вентиль байпаса.

Ни в коем случае нельзя допускать перегрева запорной арматуры из-за сварки — это негативно отразится на её качествах. К примеру, тефлоновая вставка шарового крана может деформироваться. Поэтому место сварного соединения должно быть удалено от кранов и клапанов как минимум на 20 сантиметров.

Насос следует располагать таким образом, чтобы рабочий вал принял строго горизонтальное положение. Это снизит гравитационную нагрузку на вал и увеличит срок службы насоса.

Байпас для циркуляционного насоса в системе отопления

Источник: https://www.domskotlom.com/bajpas-dlya-cirkulyacionnogo-nasosa/

Как сделать байпас в систему отопления

Байпас для отопления

Ранее мы уже рассказывали о схемах разводки обогрева. Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен.

Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования.

При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.

Зачем нужен байпас

Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах.

Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали.

Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.

Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:

Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:

  • на насосе, который нагнетает поток теплоносителя;
  • на радиаторах.

В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования.

Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает скачки давления в системе отопления .

Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.

Установка на насосе

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем.

Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше.

Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше.

По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.

На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Важно

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе.

Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Установка на радиаторе

Байпас на радиаторе отопления

На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками.

Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.

Читайте также:  Печное отопление двухэтажного дома: отопительная печь на два этажа, фото и видео

Функции обвода, установленного перед радиатором:

  • обеспечение беспрерывной циркуляции по основному кольцу контура;
  • регулирование температуры теплоносителя.

В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.

Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.

Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.

По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.

Диаметр байпаса

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения.

При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя.

А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в системе отопления из полипропилена. Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм.

Совет

Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями.

При этом сбалансировать систему будет проще.

Источник: http://teplosten24.ru/kak-sdelat-bajpas-v-sistemu-otopleniya.html

Два варианта врезки циркуляционного насоса: советы профессионалов

Вступление

В прошлой статье, я говорил об установке циркуляционного насоса в систему отопления.

В ней я заметил, что наряду с ручным переключением на работу с циркуляционным насосом, существует вариант врезки циркуляционного насоса при котором, человек может не управлять его включением/отключением.

Если есть электропитание насоса, то теплоноситель проходит через насос. Если нет электропитания насоса, то теплоноситель циркулирует естественно.

Куда врезать насос, на подучу теплоносителя или обратку?

В прошлой статье я затрагивал этот вопрос, здесь повторюсь и дополню. Практики считают, что нет принципиальной разницы, куда врезать циркуляционный насос на подачу теплоносителя или в обратку. Современные насосы для циркуляции не боятся напора и прекрасно работают и там и там.

Однако, на практике, чаще приходится ремонтировать, насосы, установленные на прямую подачу теплоносителя в системах с твердотопливными котлами отопления. Именно в них, происходит длительное закипание системы и выход из строя циркуляционного насоса.

Вернемся к теме статьи и посмотрим два варианта врезки циркуляционного насоса.

Вариант 1. Энергонезависимая врезка циркуляционного насоса              

Энергонезависимая врезка циркуляционного насоса позволяет в автоматическом режиме, без участия человека, переключать систему на естественную и принудительную циркуляцию. Достигается это установкой на перекрывающий байпас не шарового крана, а шарикового клапана.

Работает данная схема так. При работе насоса шарик шарового клапана напором насоса прижат и перекрывает магистраль естественной циркуляции. Если электропитание насоса прекращается или насос выходит из строя, шарик клапана всплывает и естественная циркуляция теплоносителя возобновляется.

Вариант 2. Врезка циркуляционного насоса с ручным управлением

В этой схеме, управление движением теплоносителя осуществляется вручную. Чтобы теплоноситель двигался принудительно (через насос), перекрывается шаровой клапан байпаса и открываются вентиля около насоса . Чтобы теплоноситель двигался естественно, без участия насоса, вентиля перекрываются наоборот. 

Как выбрать шаровой клапан

Если представить механику и физику перекрывания трубы шариком шарового клапана, то возникает логичный вопрос: как будет работать шаровой клапан, установленный не вертикально, а горизонтально или под углом.

Практики рекомендуют использовать чугунный клапан “Tech-Pol”  (Польша). Он работает, как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях.

Выводы

Качественная установка циркуляционного насоса в систему отопления включает (обязательно):

  • Проверка маркировки насоса;
  • Установку насоса с линией обвода (байпаса);
  • По движению теплоносителя, перед насосом ставим фильтр грубой очистки (лучше магнитного). Без фильтра, лопасти насоса быстро выйдут из строя;
  • Насос окружаем шаровыми перекрывающими кранами. Это позволит ремонтировать насос в любое время, при этом не нарушать работы отопительной системы;
  • В основную линию теплоносителя ставим либо шаровой кран, либо шаровой чугунный клапан. Они позволят теплоносителю обойти насос в случае выхода из строя и не нарушить систему отопления. 

©Obotoplenii.ru

Статьи по теме

  • Назад на главную

Источник: https://obotoplenii.ru/montazh-otopleniya/dva-varianta-vrezki-tsirkulyatsionnogo-nasosa-sovety-professionalov

Автоматический байпас в системе отопления, установка и фото вариантов

Если попытаться охарактеризовать байпас в системе отопления с точки зрения обывателя, то это будет некая перемычка в виде отрезка трубы, которую устанавливают между прямой и обратной проводкой радиатора отопления.

Байпас в системе отопления

Отопительная система жилого дома в своем составе содержит перечень компонентов, а нарушение работы хоть одного из них может послужить причиной не только перебоев работы, но и разрушения.

Кроме того, следует обязательно обеспечить комфортный ремонт и замену разных узлов системы. Именно таким и является назначение байпаса в системе отопления. Это участок параллельного трубопровода.

К примеру, при установке параллельно с радиатором участка трубопровода можно сохранить работоспособность всей системы отопления при очищении, ремонте или замене узла.

Виды байпаса

В зависимости от того, какая будет система использования байпаса, их делят на две группы:

  • Байпас с обратным клапаном. Обычно он применяется для циркуляционных насосов и функционирует периодически при необходимости. После того, как насос включается, клапан открывается от переизбытка давления и пропускает носитель тепла. При отключении насоса клапан автоматически закрывается. Но помните, что если сюда попадет окалина или ржа, то он может выйти из строя.

Байпас с обратным клапаном

  • Без клапана. Такой байпас позволит произвести ремонт на определенном участке системы без ее отключения. Также можно будет подключиться к отопительной системе в помещении, где ранее не было радиатора.

Примеры применения байпаса

В качестве элемента регулирования носителя тепла возле радиаторов
В данном случае байпас в системе отопления, фото применительно к радиаторам можно посмотреть ниже.

Так, байпас возвращает в стояк избыток носителя тепла из батареи, когда при помощи ручного или автоматического терморегулятора меняется его количество. Иными словами, именно через байпас носитель тепла транспортируется параллельно к запорной и регулирующей арматуре.

Без байпаса невозможно будет произвести ремонт радиатора, когда отопительная системы будет работать. Также этот узел способен ускорить процесс наполнения или освобождения системы.

Байпас на радиаторах отопления
В качестве элемента для работы системы в случае отключения электрической энергии
Установка байпаса в системе отопления целесообразна при устройстве современных систем отопления, которые применяют циркуляционные насосы.

Ведь первым вопросом при покупке такого отопления будет – а как же система будет работать, если вдруг отключится электричество.

А если у вас применяется автоматический байпас в системе отопления, то и такое действие может произойти автоматически.

Благодаря этому система приводится к естественной циркуляции.

Установка байпаса

В процессе монтажа байпаса необходимо руководствоваться СНИПом. Этот документ регламентирует список компонентов и их характеристик для установки в систему отопления. Монтаж байпаса должен делать специалист. В процессе выбора деталей нужно обязательно проверить их на дефекты и брак. На кранах – не экономьте, так как дешевые варианты могут просто-напросто протекать.

Монтаж тех приборов, которые будут работать на байпасе, должен производиться по направлению к носителю тепла в последовательности: фильтр, клапан, циркуляционный насос. Ввод байпаса в стояк возле насоса должен выполняться с запорными клапанами. Сам элемент лучше всего поставить горизонтально. Так, система будет защищена от скопления воздуха.

Схема обвязки радиатора отопления

Байпас также подойдет и для совершенствования однотрубной системы отопления. Конечно, такая система – это достаточно устаревший вариант, но все-таки у многих она работает, да еще и эффективно.

При установке байпаса в такой системе следует соблюдать несколько правил:

  • Байпасный клапан в системе отопления нужно размещать на максимальном удалении от вертикального участка трубы (ближе к радиатору).
  • Обводная труба может быть сделана сразу же на месте – понадобится труба, тройник, производство сварочных работ. А также можно ее купить уже готовую и сделать монтаж на резьбе.
  • Вход радиатора и байпас должны разделяться регулировочным вентилем, или же терморегулятором радиатора.
  • Помните, что если диаметр байпаса в системе отопления будет таким же, как и трубопровод, то поступление носителя тепла в батареи будет ограничено. Именно поэтому диаметр байпаса должен быть на размер меньше диаметра подводки.

Запорная арматура на байпасе

На участке системы отопления, где сужается диаметр, уменьшающий скорость потока, можно применять только шаровые вентили.

Такие вентили обладают встроенным в корпус металлическим шаром, имеющим отверстие необходимого диаметра. Благодаря подобной конструкции уменьшения просвета в полном открытом вентиле не будет. Но заметим, что такие вентили не подлежат ремонту, поэтом при их неисправностях они заменяются.

Экономия

Несомненно, монтаж байпаса позитивно скажется на сокращении ваших расходов энергоносителя. К примеру, в сравнении с работой системы отопления с замыкающим участком и обычной проточной, то первая из них будет с уменьшением объема теплоносителя, подаваемого в батареи, примерно на 30-35%. Таким образом, теплоотдача радиатора может уменьшиться на 10%.

Читайте также:  Не зажигается газовая колонка: почему не включается, не работает, что делать, если не сразу загорается

Таким образом, получается, что довольно простая деталь, даже несколько примитивная, – это универсальный инструмент для создания в вашем доме приятной среды, при том, что счета порадуют потребителей небольшими суммами.

Источник: https://otoplenie-doma.org/bajpas-v-sisteme-otopleniya.html

Байпас для циркуляционного насоса в системе отопления

Функционирование отопительной системы с принудительной циркуляцией зависит от каждого элемента этой сложной конструкции.

Одним из важнейших узлов, который обеспечивает обогрев жилья, является нагнетательный насос. Поэтому байпас для циркуляционного насоса устанавливается в обязательном порядке.

Монтаж этой детали в систему необходим сразу по нескольким веским причинам, которые нельзя просто игнорировать.

Какие функции выполняет байпас?

По сути, байпас является обычной перемычкой, благодаря которой теплоноситель может свободно течь, обходя какое-либо оборудование. Благодаря такому простому элементу, представляющему собой кусок трубы можно решить самые разноплановые задачи, из-за чего данная деталь важна в любой схеме.

Если рассматривать конкретно циркуляционный насос, то существует несколько важных факторов, зачем нужен байпас в системе отопления. Данное устройство позволяет:

  • исключить аппарата из теплонесущего контура;
  • предотвратить у двигателя холостой ход;
  • делать точную настройку отопления;
  • производить ремонт или сервисное обслуживание без отключения отопления.

Главными плюсами системы оборудованной циркуляционным нагнетателем являются высокая скорость циркуляции теплоносителя по магистрали, а также некоторое игнорирование сопротивляемости действующего контура.

Кроме этого, при необходимости перехода работы системы на естественную циркуляцию, из-за насоса будет создаваться дополнительное сопротивление. Это может произойти в том случае, когда двигателю потребуется срочный ремонт. Для устранения данного сопротивления потребуется байпас.

Обратите внимание

Кроме того, байпас потребуется в тех ситуациях, когда необходимо спустить воду или наполнить контур жидкостью. В этом случае нагнетатель является препятствием на пути циркуляции, из-за чего может возникнуть воздушная пробка. Байпас позволяет обеспечить свободное прохождение теплоносителя, предотвращая проблему.

И наконец, во время настройки производительности часть нагрузки ложится на него, что защищает насос. Настройка системы производится достаточно редко, но дополнительная страховка лишней не бывает.

Виды байпасов для отопительной системы

Запорную арматуру на отопление монтируют не только на входном и выходном патрубках, но и непосредственно на байпасе с насосом. В зависимости от того, какой вид устройства используется, различаются три разновидности обходных труб:

  • нерегулируемые;
  • с ручным управлением;
  • автоматические.

У каждого из видов есть свои особенности использования и своеобразная конструкция.

  • Нерегулируемая обходная труба. Это и есть неуправляемый байпас, неоснащенный каким-либо дополнительным оборудованием. Просвет патрубка находится постоянно открытым, из-за чего жидкость движется по нему в неуправляемом режиме. В основном данные конструкции используются при подключении отопительных радиаторов и контура из полипропилена.

При проектировании системы обогрева нужно помнить о том, что теплоноситель всегда движется по пути наименьшего гидравлического сопротивления.

Из-за чего диаметр нерегулируемого байпаса, который смонтирован в вертикальном положении, должен быть меньше диаметра проходного сечения главной трубы.

В противном случае под действием силы тяжести теплоноситель будет уходить в расположенный ближе байпас.

В случае горизонтальной разводки работают другие законы. Горячий теплоноситель стремится подняться вверх, из-за того что обладает меньшим удельным весом. Из-за этого байпас нижней разводки, как правило, равен основной магистрали, а патрубок, отходящий к радиатору – меньше.

  • Байпас с ручным управлением. Обходной патрубок, на котором смонтирован шаровой кран, называется байпасом с ручным управлением. Кран данного типа наиболее подходит для обходного пути, так как в открытом состоянии не сужает внутренний просвет трубок, а значит, не будет создаваться добавочное гидравлическое сопротивление циркуляции теплоносителя.

Использование запорного устройства дает возможность регулировать количество жидкости, которая проходит через обвод. В случае, когда кран находится в полностью закрытом положении, то поток будет идти по основному пути.

Необходимо помнить о том, что рабочие детали шаровых кранов при неиспользовании устройства могут прикипать друг к другу.

По этой причине кран данного типа необходимо время от времени поворачивать, даже если этого не требуется.

Байпасы с ручной регулировкой используются при подключении батарей отопления в однотрубной магистрали и обвязке гидравлического насосного оборудования.

  • Автоматический патрубок. Данный вид байпаса используется для обвязки насосного оборудования гравитационной системы обогрева. Жидкость в данной магистрали циркулирует по контуру без помощи перекачивающего прибора. Электрическое устройство интегрируется в контур, чтобы повысить скорость циркуляции теплоносителя, из-за чего уменьшаются теплопотери, равномерно прогревается помещение и увеличивается общий КПД системы.

Перенаправление движения теплоносителя в обвязке насоса с автоматическим агрегатом осуществляется без вмешательства человека. В момент работы насоса жидкость движется через прибор, а байпас перекрывается.

В том случае, когда насос останавливается, из-за отключения подачи электроэнергии или поломки, то теплоноситель начинает движение через байпас.

Недвижимая крыльчатка агрегата полностью перекрывает поток или ограничивает его.

Автоматические устройства делятся на два вида:

  • клапанный или с обратным клапаном;
  • инжекционный.

Касаемо первого типа, в обходную трубку монтируется обратный шаровой клапан, создающий минимальное гидравлическое сопротивление, и почти не препятствующий прямому движению теплоносителя в самотеке. Когда насоса включается, скорость движения потока возрастает. Жидкость из выходного патрубка поступает в трубопровод и растекается в обоих направлениях.

Далее по контуру он идет без каких-либо препятствий, а в случае перемещения в обратную сторону его останавливает обратный клапан. Так как гидравлический напор со стороны выходной трубки выше, чем со стороны входной, то шарик плотно прилегает к седлу клапана,  перекрывая целиком просвет в трубопроводе.

Главным минусом байпаса с обратным клапаном является его восприимчивость к чистоте теплоносителя. Попадание любых загрязнений – ржавчины, окалины, накипи – способно вывести его из строя.

Важно

Второй тип – инжекционный байпас, работающий по принципу гидроэлеватора. В главный трубопровод вваривается насосный узел, который нужно устанавливать на трубопроводе меньшего диаметра. В тоже время входной и выходной патрубки продолжаются внутри магистрального трубопровода. При активации насоса часть потока проходит в диффузор входной трубы, движется через прибор, после чего ускоряется.

У выходного патрубка есть незначительное сужение, поэтому он похож на сопло, сквозь которое вода под напором с большей скоростью выбрасывается в главный трубопровод. За срезом сопла образовывается область разряжения. Благодаря этому из байпаса затягивается жидкость. Струя, которая вылетает под напором, увлекает за собой оставшуюся воду и передает ей кинетическую энергию.

Благодаря этому, весь поток после придания ему ускорения движется далее по магистрали. Подобное направленное движение теплоносителя исключает образование обратного потока. В том случае, когда насос перестает работать, жидкость спокойно движется через байпас при помощи естественной циркуляции.

Сборка и монтаж прибора

Байпас является участком основного трубопровода между отопительным котлом и рабочим контуром. На данном участке прямого движения монтируется шаровый клапан, который в момент включения нагнетателя заграждает движение жидкости. Решением, отличающимся меньшей практичностью, является запорный кран, нормальным положением которого является – закрытое.

Монтаж насоса осуществляется параллельно, при помощи двух отводов, врезанных в основную магистраль и направленных напротив друг друга. В качестве крепления рекомендуется применять быстроразъемные соединители типа «американка», что дает возможность при необходимости его быстро снять.

По ходу движения теплоносителя перед нагнетателем монтируется фильтр с грубой очисткой, а с обеих сторон данная конструкция ограничивается отсекающими кранами. Патрубки должны иметь диаметр, который соответствует входному и выходному отверстиям насоса.

Наиболее удачным решением является приобретение готового собранного байпаса. Они производятся для насосов различных диаметров и уже оборудуются необходимой запорной арматурой и фильтром. Все что требуется сделать – установить его на определенный участок отопительной системы и установить насос.

Ключевой характеристикой в данном случае является расстояние между фитингами. Для наиболее распространенного типа циркуляционных насосов оно составляет 110 мм.

Прежде всего, необходимо определится с нужным местом для монтажа циркуляционного нагнетателя. Данное место необходимо выбрать таким образом, чтобы было место для удобного ремонта и демонтажа деталей узла. Кроме того, необходимо обдумать расположение всех вентилей и кранов – они должны находиться в свободном доступе.

В случае двухтрубной отопительной системы, циркуляционный насос необходимо врезать в обратный контур теплоносителя – это снизит вероятность перегрева.

Совет

Методы сборки байпаса различаются в зависимости от материала, который был использован для изготовления труб:

  1. В случае если материалом труб является пластик, то узел насоса собирается сразу, и тут же подключается к трубопроводу при помощи впаянных тройников.
  2. С металлическими трубами вначале необходимо приварить отводные патрубки для блока насоса, после чего смонтировать вентиль байпаса.

Перегрев запорной арматуры из-за сварки не допускается, так как впоследствии это негативно скажется на ее характеристиках. Например, вставка из тефлона в шаровом кране может быть деформирована. Из-за этого расстояние от кранов и клапанов до места проведения сварочных работ должно составлять минимум 20 сантиметров.

Насос должен быть расположен так, чтобы рабочий вал находился в строго горизонтальном положении. Это позволит снизить гравитационную нагрузку на вал и увеличит срок службы насоса.

Популярные ошибки и рекомендации по установке

Некоторые доморощенные умельцы во время замены чугунных батарей на новые алюминиевые допускают две грубейшие ошибки:

  • устанавливают на прямой байпасной трубе шаровой кран, для того чтобы направлять всю жидкость в собственную батарею;
  • нахватавшись «знаний» от таких же умельцев, собирают смесительный узел с трехходовым краном, для того чтобы регулировать теплоотдачу прибора отопления.

Стоит заметить, подобная устанавливаемая развязка не является ошибкой в частном доме: там отоплением распоряжаются непосредственно хозяева дома, которые проживают в нем единолично. В «многоэтажках» подобное «рукоделие» может нанести вред соседям, так как способно разбалансировать систему и отобрать большую часть тепла. Из-за этого люди в смежных квартирах будут замерзать.

Далее лучше ознакомиться с тем, как правильно самостоятельно монтировать байпас:

  1. Перемычка на батарее в «многоэтажке» должна представлять собой обычную трубу без какой-либо запорной арматуры и клапанов. Максимум, что можно – уменьшение диаметра на 1 типоразмер (сток DN 20 – соединитель DN 15).
  2. При желании регулировки теплоотдачи нужно установить ручные или автоматические термостаты. Существуют специальные полнопроходные модели для централизованных сетей.
  3. В случае если загородный дом оборудован энергонезависимой гравитационной системой отопления, насос устанавливается только на байпасе. Самотек не предусмотрен, в перемычке нет необходимости.
  4. В случае самостоятельной сборки смесительных узлов необходимо следить за тем, чтобы циркуляционный насос оказался со стороны открытого выхода клапана. Прочие варианты неработоспособны.
  5. Трехходовой вентиль, оборудованный термоголовкой, работает от выносного датчика температуры. Его необходимо установить на трубе за клапаном, куда поступает смешанный теплоноситель. В этом случае элемент ориентируется по его температуре.

Байпас для циркуляционного насоса – простое инженерное решение, которое дает возможность улучшить эффективность отопительной системы и добиться комфортной температуры во всех помещениях. Поломка отдельных частей магистрали либо отключение подачи электроэнергии не доставит больших неприятностей. Теплоноситель продолжит циркулировать по магистрали, а в доме сохранится тепло.

Источник: https://SantehnikPortal.ru/otoplenie/bajpas.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector